Отказ во включении в реестр недобросовестных поставщиков
 
В данной статье на примере конкретного дела из нашей юридической практики рассмотрим вопрос, касающийся включения в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
За юридической помощью обратилась компания, в отношении которой было подано заявление в антимонопольную службу о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Поводом к подаче указанного заявления послужило, принятое заказчиком, решение об отказе от исполнения контракта.
С организацией (поставщиком) по результатам конкурса был заключен госконтракт на поставку кондиционеров для обеспечения государственных нужд. Одним из условий данного контракта являлась поставка систем кондиционирования определенного производителя и определенной серии. В процессе исполнения контракта организация поставила в адрес заказчика кондиционеры в нужном объеме, в установленные сроки, с необходимыми характеристиками мощности, размеров и стоимостью. Однако, поставленные системы кондиционирования имели иную серию, так как серия указанная в контракте устарела и снята с производства, что подтверждается письмом официального поставщика. На этом основании  заказчик отказался принимать поставленный товар, и расторг контракт в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением его условий.
После чего заказчиком было подано заявление о включении организации-исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков проводится на заседании ФАС при участии сторон контракта. Поставщик, в отношении которого подано заявление о включении  в РНП, вправе предоставить письменные возражения относительно указанного заявления заказчика.
На заседание антимонопольного органа были предоставлены доказательства, указывающие, что единственным основанием для расторжения контракта являлось то, что у поставленного товара отличался номер серии. Других причин для расторжения контракта не имелось. Поставщик неоднократно предлагал заключить дополнительное соглашение к государственному контракту либо провести экспертизу соответствия товара необходимым характеристикам. Все предложения поставщика были отклонены заказчиком. В связи с чем, нами от лица поставщика был подан иск о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, незаконным. Заседание ФАС было приостановлено до момента рассмотрения иска.
В суде по инициативе сторон, была проведена независимая экспертиза и установлено, что поставленный товар является абсолютным аналогом устаревшей серии и с улучшенными характеристиками. Кроме отличия в серии товара заказчик не привел иных доводов, почему он отказался от исполнения контракта. Таким образом, решение заказчика было признано незаконным.
На последующем заседании антимонопольного органа было принято во внимание решение суда и установлено отсутствие оснований для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, комиссия антимонопольной службы пришла к выводу об отказе во включении сведений об исполнителе государственного контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
В заключении хотелось бы дать несколько советов организациям, в отношении которых подано заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
1. Первым делом, необходимо ознакомиться с материалами дела, проверить размещение решения об отказе заказчика от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок и сроки уведомления поставщика (исполнителя) о решении расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
2. Подать письменные пояснения (объяснения), относительно заявления поданного в отношении поставщика либо подать исковое заявление в суд.
Привести уважительные причины по которым контракт не был исполнен, либо причины, указывающие на отсутствие умысла на неисполнение контракта. Например, бездействие заказчика если контрактом предусмотрена обязанность предоставления заказчиком исходной документации либо материалов для выполнения работ. В качестве доказательств предоставить переписку с заказчиком об истребовании необходимых данных и материалов, уведомления о нарушении сроков и приостановлении работ по вине бездействия заказчика. Возможно, материальной ответственности в виде неустойки не избежать, но вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков можно исключить.
3. Обязательно принять участие в заседании антимонопольного органа, что даст возможность пояснить свою позицию, задать вопросы второй стороне контракта, ответить на вопросы комиссии антимонопольного органа, активно защитить свои права и избежать последствий включения в РНП, в виде лишения возможности участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
 

Аудит налоговой отчетности

Бизнесу необходимо периодически проверять, насколько эффективно и грамотно ведется бухгалтерский и налоговый учет, нет ли ошибок и нарушений в расчете и уплате налогов, соблюдаются ли требования к ведению электронного документооборота и т. д. Эти факторы нужно проверять, чтобы повысить эффективность работы бизнеса и минимизировать риски, связанные с налоговыми проверками. Самым эффективным инструментом для такого контроля выступает аудит проверки налоговой отчетности, который выполняют профессиональные юристы, специализирующиеся на налоговых вопросах. В данной статье мы расскажем о том, с какой целью проводится аудит налоговой отчетности, каков порядок его проведения, а также как данная процедура помогает бизнесу в решении проблемных вопросов.

Какую цель позволяет достигнуть аудит налоговой отчетности?

Аудит налогового учета и отчетности может проводиться с различными целями, например:

  • подготовка к налоговой проверке – проверки всегда несут для бизнеса определенные риски, особенно если нет уверенности в том, что бухгалтерский и налоговый учет ведутся по правилам, нет нарушений в исчислении и уплате налогов, ведь при обнаружении ошибок и недочетов это может вылиться для компании в серьезные неприятности. Если же провести аудит перед проверкой и следовать рекомендациям аудиторов, модно минимизировать риски при проведении налоговой проверки и избежать санкций и других неприятных моментов;
  • оптимизация бизнес-процессов – целью аудита налоговой отчетности является информация о том, какие из процессов документооборота, бухгалтерского и налогового учета, подготовки и подачи отчетности, регистрации сделок ведутся неоптимально и требуют улучшения. В этом случае аудиторы проверяют, насколько указанные процессы соответствуют требованиям законодательства, можно ли их упростить и ускорить, как избежать возникновения типичных ошибок и т.д. По окончании аудита заказчик получает не только перечень выявленных проблем, но и рекомендации по их исправлению;
  • оценка компании перед или после смены руководства – если необходимо оценить эффективность директора, главного бухгалтера и других важных должностных лиц, определить, насколько профессионально и качественно они выполняли свою работу, можно заказать аудит, который сразу выявит существующие проблемы или, наоборот, подтвердит, что дела в компании велись хорошо, и претензий к должностным лицам быть не может;
  • подготовка к продаже или реструктуризации бизнеса – если планируется изменить структуру компании, готовится смена собственника или другие серьезные изменения, необходимо понимать, что на самом деле происходит на предприятии: если ли долги по налогам, грамотно ли ведется учет, вовремя ли подаются декларации в контролирующие органы и т.д. Эта информация потребуется, что оценить реальную стоимость бизнеса, понимать, с чем можно будет столкнуться после завершения сделки. Кроме того, нередко после реструктуризации или других изменений назначается налоговая проверка, потому аудит будет особенно кстати в такой ситуации;
  • оценка эффективности проведенных ранее мер – если ранее уже проводился аудит, и он выявил проблемы, по которым были приняты корректирующие меры, может возникнуть необходимость убедиться, что все необходимые исправления были внесены, ошибки исправлены, оптимизации проведены. Для того может использоваться повторный аудит, который будет касаться только тех нюансов, которые исправлялись, и покажет, насколько эффективными были принятые меры. При выявлении проблем будут назначены дополнительные корректирующие мероприятия.

Как видно, налоговый аудит может проводиться с различными целями и помогает решить многие проблемы, которые возникают у бизнеса. Но это возможно только в том случае, если вся процедура будет грамотно проведена.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Аудит налоговой отчетности проводится по определённому алгоритму, который позволяет проанализировать деятельность компании с максимальной эффективностью. Процедура состоит из таких этапов:

  • подготовка и планирование – чтобы аудит был максимально успешным и помог добиться всех поставленных целей, он должен быть правильно спланирован. Потому прежде, чем приступать к непосредственному изучению положения дел в компании, необходимо спланировать, что и как будет анализироваться. Исходя из поставленных целей, пожеланий заказчика, масштабов работ, цели аудита и других факторов планируется пошаговый план того, как будет проводиться аудит. Он включает сроки проведения, подразделения, которые будут затронуты, процессы, которые будут проанализированы и т.д. План составляется аудиторами и обязательно согласовывается с руководством компании;
  • работы на предприятии – когда план готов, аудиторы приступают к непосредственному процессу анализа деятельности компании: изучаются документы, бизнес-процессы, фиксируются те или иные показатели и т. д. Задача – за короткое время, при минимальных простоях в деятельности предприятия собрать как можно больше необходимых сведений, которые затем будут подробно изучены. К процессу проведения аудита могут привлекаться ответственные лица по тем или иным направлениям, аудиторы могут запрашивать необходимые документы, работать с базами данных, реестрами и т.д.;
  • анализ собранной информации и подготовка отчета – все данные, собранные на предыдущих этапах, подвергаются тщательной обработке с целью установить, нет ли нарушений налогового законодательства, как соблюдаются требования к ведению документации, правильно ли исчисляются и платятся налоги и т. д. Также изучаются слабые стороны: что можно оптимизировать, улучшить, сократить и т. д. Итоговые результаты, а также рекомендации по улучшению деятельности компании оформляются в отчет и передаются заказчику.

Заключение

Услуги налогового аудита позволяют оценить, насколько хорошо в компании ведется налоговый и бухгалтерский учет, соблюдаются требования налогового законодательства, нет ли нарушений и ошибок, связанных с налогообложением, а также получить рекомендации относительно улучшения деятельности компании и предотвращения ошибок в будущем. Проведение аудита позволяет решить многие вопросы – от подготовки к налоговой проверке до подготовки предприятия к продаже или реструктуризации.